|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Русские традиции / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И ПРИЗРЕНИЯ / История меценатства в России. Михаил Зайцев |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
История меценатства в России
История социальной политики дореволюционной России неразрывно связана с благотворительностью ЗАБОТА
государства о своих защитниках, потерявших здоровье на поле брани,
видимо, началась с образованием самого государства, история же военных
богаделен и убежищ уходит в глубь веков… В сборнике постановлений
церковно-земского собора 1551 года – так называемом «Стоглаве» –
несколько статей посвящены выкупу пленных и призрению немощных.
«Стоглав» возлагал выкуп на царскую казну и доброхотов:
«...благочестивым царем и всем православным хрестьяном не токмо пленных
окупати, но и душу свою пологати...» Разумеется, не все ратные люди
выкупались, а лишь те, что «с басурманами за православную христианскую
веру и за наше государство бились».
По Соборному уложению 1649
года, принятому при московском царе Алексее Михайловиче, вводился
особый налог «полоняником на окуп». Интересно, что крепостные
крестьяне, выкупленные из плена, становились свободными.
Издавна
сложилась традиция и в России, и на Западе, по которой монастыри во
время войн устраивали в своих стенах госпитали и призревали увечных
воинов. В 1627 году московский патриарх Филарет основал больницу при
монастыре Федора Студита для увечных воинов – близ Никитских ворот.
Впоследствии больница превратилась в гражданскую, а после упразднения монастыря ее перевели в соседний Новинский монастырь.
Отечественная
война 1812 года затронула многие российские семьи. Ратники народных
ополчений, плохо вооруженные, необученные, гибли тысячами. «Ревизские
сказки» – переписи 1816 года во всех подмосковных деревнях и селах
отмечали ополченцев, которые «не воротилися». Большинство же
вернувшихся были нетрудоспособны… Выход нашел Павел Пезаровиус,
маленький, незначительный чиновник, большой души человек. Он начал
издавать газету «Русский инвалид», с помощью которой сумел собрать
значительные средства для помощи раненым и увечным. В первом номере он
писал: «Не личные какие-либо выгоды побуждают меня к предприятию труда
сего, но единственно священная признательность к героям, сражавшимся за
наше спокойствие и независимость, и желание содействовать по
возможности своей, к облегчению участи вдов и сирот храбрых, падших на
поле чести». За два года была собрана значительная сумма в 395 000
рублей, которые поступили в распоряжение специально созданного комитета
о раненых. За 1813 год было выдано пособий 825 инвалидам и 40 вдовам.
Кроме
пенсий, выдавались «небольшие вспоможения на дорогу», и инвалиды,
получившие пособие, «спешат на родину с уверенностью, что кровь свою
проливали за благодарных сограждан…» Кроме богаделен, существовали
убежища, где содержались непригодные к военной службе, но еще
трудоспособные солдаты. Впервые такое предприятие появилось в Москве в
петровские времена. Близ Преображенской заставы устроили полотняную
фабрику, на которой работали матросы, списанные с кораблей. Местность
получила название Матросской слободки и позднее образовалась улица –
Матросская Тишина, известная более по тюрьме.
В XIX веке возник
целый городок, объединивший несколько убежищ разного типа, – находился
он на краю Ходынского поля, между нынешними станциями метро «Аэропорт»
и «Сокол».
Первое из этих убежищ обязано своим появлением
Русско-турецкой войне 1877–78 гг. По окончании войны пришлось закрыть
временные госпитали, и оказалось, что часть солдат, бывших на
излечении, по разным причинам не имеет возможности вернуться домой.
Призрением
инвалидов занялось московское Общество поощрения трудолюбия,
возглавляемое кавалерственной дамой Александрой Николаевной Стрекаловой.
Было
решено устроить для них специальное убежище. Место выбрали близ
Петербургского шоссе. Под строительство отвели 15 десятин на пустыре,
возникшем на месте вырубленной рощи, где крестьяне села Всесвятского
пасли скот.
Вскоре на добровольные пожертвования построили четыре
домика, и 20 августа 1878 года состоялось открытие «Московского
Александровского Убежища для увечных, престарелых и неизлечимо-больных
воинов».
Пожертвования, притом довольно крупные, поступали
непрерывно, и очень скоро участок был полностью застроен. Для жилья
предназначались 15 небольших домиков, рассчитанных на 8 человек каждый.
В доме было 5 комнат: в большой располагалась столовая, в четырех
поменьше – спальни.
В городке, кроме жилья, имелись хозяйственные
постройки, небольшой лазарет, аптека с амбулаторией. В убежище, где
жили более ста инвалидов, имелось подсобное хозяйство: птичник, скотный
двор, обширный огород. Баней и аптекой могли пользоваться и жители
окрестных селений. Существовала также небольшая гостиница для отставных
солдат, приезжавших по своим делам в Москву.
Городок был обнесен
валом, как военный лагерь. Войдя под арку на территории городка,
посетители попадали в молодой парк, высаженный на месте вырубленной
рощи, который перемежался лужайками, клумбами. Свежесть сосновой рощи
наполняла воздух. Речки Ходынка и Таракановка протекали довольно
далеко, но поражало обилие бассейнов и фонтанов. Воду брали из шести
колодцев. Домики и хозяйственные постройки были увиты диким виноградом.
Красивый, с шатровой колокольней, храм во имя св. Александра Невского привлекал богомольцев со всей округи.
Интересно,
что 9 из 15 жилых домов были построены на средства
женщин-благотворительниц. Одна из них, Варвара Андреевна Алексеева,
вдова потомственного почетного гражданина, пожертвовала еще 100 000
рублей на устройство другого убежища – для офицеров. По проекту
архитектора И. П. Залесского в 1893 году построили красивый, в
итальянском стиле, двухэтажный дом, с трехэтажными башнями по краям.
Назвали его по фамилии благотворительницы: Алексеевский Приют для раненых, увечных и престарелых офицеров.
В
1908 году в городке открылось еще одно благотворительное заведение –
Сергиево-Елизаветинское Трудовое убежище, основанное великой княгиней
Елизаветой Федоровной в память о своем муже, великом князе Сергее
Александровиче, убитом генералгубернаторе Москвы. По уставу круг
призреваемых в Елизаветинском убежище был довольно широк. Кроме
постоянно живущих, неспособных к труду инвалидов, здесь временно
содержались работоспособные отставные солдаты, которых обучали
сапожному, портновскому и переплетному делу. В убежище принимали также
мальчиков-сирот в возрасте от 8 до 13 лет. Кроме обучения ремеслам,
проводились занятия по музыке и пению.
В убежище устроили
начальное училище с ремесленным отделением, а спустя два года открыли
«классы для взрослых». Большое значение придавалось общеобразовательным
экскурсиям. Учащиеся бывали в Кремле, где подробно знакомились с
дворцами, Оружейной палатой,
памятниками; в Петровско-Разумовском посещали музей пчеловодства при
сельскохозяйственном институте, пасеку, опытный сад. Окрестности Москвы
также не оставались без внимания: Троице-Сергиева лавра, Новый
Иерусалим, Николо-Угрешский монастырь. В дополнение – лекции в
Историческом музее и спектакли в Народном доме.
Организовал все это заведующий убежищем – полковник-артиллерист Висковский; кстати, жена его работала учительницей со дня основания приюта безвозмездно. В
1922 году близлежащие улицы получили название Инвалидных, но со
временем от убежищ не осталось и следа, исчезли и улицы. Одна из них
была застроена, а другую переименовали в Аэропортовскую. В 1934-м здесь
выстроили три корпуса Института изучения труда инвалидов, в составе
которого находилась больница, лаборатории, лечебные отделения, велась
научная работа. Москвичам-старожилам он известен как протезный
институт; рынок, возникший близ станции метро «Аэропорт», получил
название Инвалидного, а местность по нему – Инвалидкой...
Кстати, наследник этого института – Протезно-ортопедический центр, открытый в 1970-е годы в Дегунине, на Коровинском шоссе.
Но это уже, как говорится, совсем другая история…
№207 (25227) от 03.11.2009
Михаил ЗАЙЦЕВ |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |