|
||||||||||||||||||||||||
Главная / История России / Монархия и монархи / ЦАРСКИЕ ВРЕМЕНА. Исторические обзоры / Рясы для царевен. Александр Пронин |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Рясы для царевен
НА ЮГО-ЗАПАДЕ столицы, в Лужниках, в излучине Москвы-реки на левом берегу стоит одна из самых знаменитых обителей, архитектурные очертания которой знакомы россиянам прежде всего по художественным кинофильмам на историческую тему — Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Традиционный интерес кинематографистов вызывает не только живописная красота выдержанных в стиле московского барокко красных кирпичных стен с «двурогими» зубцами, бойницами и стрельницами. Здесь действительно, как принято говорить, каждый камень дышит историей: в этих стенах вершились судьбоносные политические события, определившие переломные этапы развития России…
«У нас нет иного монастыря, который мог бы сравниться с этим в богатстве…»
ОСНОВАНИЕ Новодевичьего монастыря связано с крупным военно-политическим успехом Василия III — возвращением Смоленска в состав России. Еще в 1514 году, выступая в поход против Великого княжества Литовского, Василий III дал обет, отвоевав город у литовцев, «поставити на Москове, на посаде, девичь монастырь…» Спустя 10 лет представилась возможность исполнить обещание. Обитель получила название Пречистыя Одигитрии Новой девичьей, или Новодевичьей (в отличие от других женских монастырей — Алексеевского на Остоженке и Вознесенского, иначе Старого девичьего, стоявшего в Кремле). Правда, существует и другое предположение о происхождении названия — первой настоятельницей была схимонахиня Елена Девочкина. А заложили Новодевичий на том месте, где полувеком ранее, в 1456 году, москвичи провожали в Смоленск чудотворную икону Богоматери «Одигитрия» («Путеводительница»). С первых лет существования монастырь стал как бы придворным: монахинями сюда постригались девицы и женщины знатнейших фамилий, включая дочерей, вдов или попавших в немилость жен самих государей. Вместе со знатными инокинями притекали внесенные ими в качестве вкладов земельные владения, драгоценная утварь, чудесные иконы. Не случайно архидиакон Павел Аллепский, посетивший Россию вместе с отцом, Антиохийским Патриархом Макарием в 1654 году, в оставленном им дневнике этого путешествия писал о Новодевичьем: «Патриарх (Московский и всея Руси. — А. П.) сам сказал нашему владыке: у нас нет иного монастыря, который мог бы сравниться с этим в богатстве…» Отблеск былого великолепия, кажется, неизгладим и в нынешнем облике этой жемчужины русской архитектуры.
Между прочим, сие диво могло и не сохраниться до наших дней. В сентябре 1812 года в обители хозяйничали солдаты маршала Даву. 25 сентября сюда пожаловал сам император французов. Осмотрев монастырские строения, «просвещенный» завоеватель распорядился устроить в Новодевичьем… провиантский склад. По его распоряжению была уничтожена церковь Иоанна Предтечи у Никольской башни, построенная еще в XVI веке, — она, оказывается, мешала складским помещениям. Покидая русскую столицу в октябре, наполеоновские варвары предприняли попытку взорвать Новодевичий монастырь, как и многие другие строения. Чудесное спасение его связано с казначеем монастыря монахиней Саррой, которая вовремя сообразила, что надо потушить фитили, зажженные уходящими французами у бочек с порохом… Но еще прежде чем разразилась гроза двенадцатого года, монастырь пережил много тяжелых испытаний. Поставленная Василием III обитель первоначально имела большое военное значение: с ее стен можно было контролировать дорогу в Смоленск, далее в Белоруссию и Польшу, а также сразу три переправы через Москву-реку: Крымский брод (ныне здесь Крымский мост), у Воробьевых гор и у Дорогомилова, откуда шел шлях на Можайск. В 1521 году именно в районе Лужников крымский хан Махмет-Гирей без помех форсировал водную преграду и едва не овладел Москвой. Набег был отбит, но Василий III сделал вывод, что оборона стольного града слишком уязвима с юго-запада, и решил ее укрепить крепостью-монастырем напротив Воробьевых гор. Сначала стены и башни возвели из массивных дубовых стволов. Однако они не спасли обитель от свирепой жестокости крымцев под предводительством хана Девлет-Гирея, налетевших в 1571 году. Новодевичий был разграблен и сожжен. Едва татарская орда отхлынула назад в степь, как москвичи под надзором воевод стали сооружать на пепелище новые стены и башни, на этот раз из камня, отливать и ставить на бастионы артиллерийские орудия. И когда спустя два десятка лет очередной искатель легкой поживы из Крыма Казы-Гирей вздумал повторить опыт своих предшественников, его встретил у стен Новодевичьего столь плотный огневой «занавес», что он счел за благо ретироваться. Это был последний в истории набег крымчаков на Москву… Как досталась Годунову шапка Мономаха
ВХОДЯ под массивные своды главного собора монастыря, возведенного итальянским зодчим А. Фрязиным и освященного в 1525 году в честь Смоленской иконы Божьей Матери, невольно представляешь, как 405 лет назад, в феврале 1598 года, перед чудотворным храмовым образом (его, по преданию, написал сам евангелист Лука!) ревностно молился снедаемый честолюбием Борис Годунов, будущий царь, мечтавший облагодетельствовать пораженное тяжкими язвами Отечество, но и несчастливым правлением своим, и внезапной смертью только ввергнувший русский народ в разор долгой Смуты… После смерти царя Федора Ивановича в келье Новодевичьего затворилась его жена Ирина, сестра Бориса Годунова, принявшая постриг под именем Александры. Фактически правивший страной при слабоумном государе Борис заключился в монастыре с сестрою, заставив современников напряженно гадать: то ли в самом деле о шапке Мономаха он уже не помышляет, то ли в его молитвенном рвении присутствует тонкий политический расчет… Два раза, как утверждается в летописях, отказывался Борис принять высшую власть, которую в буквальном смысле на блюдечке подносили ему выборные люди со всех областей, съехавшиеся на Государственный (иначе Великий) собор для небывалого еще в Московском царстве дела: избрания венценосца. 21 февраля высшее духовенство, бояре и князья предприняли третью попытку уговорить Годунова возложить на себя державное бремя. На рассвете торжественное шествие, впереди которого патриарх Иов и другие духовные владыки несли величайшие святыни Русской Православной церкви — Владимирскую и Донскую иконы Богоматери, — под звон всех колоколов столицы двинулось из Кремля в Лужники. Навстречу вышел крестный ход из Новодевичьего. Он сопровождал Смоленскую икону Богородицы, причем вслед за храмовым образом смиренно шел сам Годунов. Потрясенный, по словам летописца, торжественностью и многолюдством кремлевской процессии, жалобными стенаниями тысяч простых людей, моливших его покориться Божьей воле и стать государем, Борис вслед за духовенством вошел в главный храм Новодевичьего монастыря, где патриарх Иов перед святыми образами наконец-таки помазал его на царство… Благостную картину избрания Годунова, впрочем, нарушают воспоминания современников, утверждавших, что толпы народа были пригнаны насильно; слезы в глазах горевавших об отсутствующем монархе москвичей оказались фальшивой имитацией; жителей, не желавших идти бить челом лукавому затворнику, приставы били без жалости и облагали грабительским по тем временам побором в 2 рубля на день. Ибо гениально обыгранная Пушкиным версия о вине Бориса в смерти царевича Димитрия — сына Ивана Грозного от седьмой жены Марии Нагой — в те годы уже широко распространилась в народе… Вот и мудрый келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын, будущий народный герой борьбы с польским нашествием, увидел в образе действий «всенародно избранного» самодержца опасный спектакль, похожий на фарс. Особенно возмутила его пущенная в ход затея с выносом святых икон ради того, чтобы перед ними умолять Годунова о занятии престола. В этом почудилось Авраамию преддверие страшных бед, что обрушились на страну спустя несколько лет: «Достойно убо бяше самому тому прийти Борису в Дом матери всех Бога и от Тоя Пречистого образа милости просити, к себе же возбранить подобаше приносити… Двигнут бысть той образ нелепо, двигнута же и Россия бысть нелепо». О противоречивых событиях, послуживших прологом великой Смуты, сегодня напоминает старая трапезная с палатами Ирины Годуновой, что сохранились до наших дней… Коса Софьи на камень Петра
ЧАРУЮЩУЮ прелесть придают Новодевичьему его красно-белые башни. Свой нынешний вид они приобрели в 1680-е годы, в период правления царевны Софьи, вкладывавшей в благоустройство монастыря не только огромные средства в борьбе за общественную популярность, но, безусловно, и взыскующую любви женскую душу… После подавления стрелецкого бунта 1698 года, которым, собственно, и завершился срок ее пребывания у власти, Петр определил свергнутую ненавистную сестрицу в Новодевичью обитель на постоянное жительство. Та, как известно, не успокоилась и по-прежнему надеялась на стрельцов, недовольных царем-реформатором. Генерал-фельдмаршал князь И. Ю. Трубецкой, в молодости капитан и начальник воинской команды, караулившей Софью Алексеевну, утверждал, что будто бы верные свергнутой правительнице забубенные стрелецкие головушки сумели устроить подкоп «под Девичий монастырь, проломали пол в покоях царевны Софьи и вывели было ее подземным ходом, но после сильной схватки со сторожившими монастырь солдатами были переловлены и казнены». Подавив мятеж, взбешенный Петр приказал повесить вокруг Новодевичьего монастыря около двух сотен стрельцов. Тела их не снимали почти пять месяцев, причем несколько трупов, свисавших с зубцов Напрудной башни, буквально заглядывали в окна кельи неудачливой заговорщицы, постриженной в монахини под именем Сусанны… Вечный покой Софья Алексеевна обрела в 1704 году и похоронена в столь дорогом ее сердцу Смоленском соборе. Пропуск в бессмертие — могильная плита
НЕТ, пожалуй, в Москве кладбища более известного, чем Новодевичье. Какие славные имена выбиты на могильных плитах! Поэт-партизан Д. В. Давыдов и генерал А. А. Брусилов, писатель М. Н. Загоскин и декабрист С. П. Трубецкой… В 20–30-е годы прошлого века сюда перенесли с уничтоженных кладбищ и прах таких выдающихся деятелей, как Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, А. П. Чехов… На новом кладбище за южной оградой монастыря в советское время хоронили видных деятелей государства, военачальников, ученых, писателей, композиторов, артистов… Могила на Новодевичьем свидетельствовала об общественных заслугах покойного, но в еще большей степени — о признании их советской властью. При этом превращение монастырского кладбища в закрытый пантеон звезд первой величины сопровождалось фактическим уничтожением христианской обители. Закрыв ее полностью в 1922 году, большевики додумались устроить в священных стенах Музей раскрепощения женщины. Спустя 4 года его закрыли, а монастырские строения приспособили под историко-бытовые и художественные экспозиции, которые с 1934 года стали филиалом Государственного Исторического музея. Только во время Великой Отечественной войны, когда интересы борьбы с фашизмом заставили Сталина пойти на сотрудничество с церковью, в Новодевичьем открылся Богословский университет, а в 1945 году верующим вернули церковь Успения. Спустя еще 20 лет здесь разместились резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского и Московское епархиальное управление. Женская обитель в этом дивном месте возрождена в 1994 году. Правда, за прошедшие 9 лет в ее стенах пока так и не появилось монахинь, связанных узами родства с тузами нынешней элиты… Александр Пронин
Источник Prime-Тайм |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |