Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Глава вторая


Эпизод первый


Коллекции произведений живописи и предметов старины вели- кого князя Николая Константиновича имеет мировую известность. Он собирал её всю сознательную жизнь и завещал супруге передать это сокровище «в Государственную собственность».

Вопрос. Насколько хорошо известны истории наиболее упоминаемых шедевров из этой коллекции? Вкупе написанное о великокняжеской, художественной коллекции в лучшем случае ориентирует среднестатистического читателя на несколько авторитетных источников. Среди них, известные литературные воспоминания Фанни Лир. Далее дневниковая запись А. Суворина (12 июля 1907 г.) о беседе с князем В.В. Барятинским, пересказывавшим слова великого князя Николая Константиновича: «Из любви ко мне милые родственники взяли на память мои коллекции. Маман взяла даже статую моей любовницы-американки... и прислала мне её только через шесть лет, когда один посол, увидев её у неё, сказал: «Да это американка!» – «Какая?» – «Да Вашего сына Николая» (А. Суворин. Дневник. – М., 1992). Третий источник – книга воспоминаний «Видения прошлого» под авторством сына великого князя Николая Константиновича, Александра Николаевича Искандер. Но в ней автор только вскользь упоминает отдельные художественные ценности из коллекции отца («Небесный поход» // Военно-Исторический вестник. No 9, 1957.).

Далее, работа искусствоведа С.М. Круковской «В мире сокровищ» (Ташкент, 1964). Здесь некоторое уточнение – автор книги в характеристиках художественного фонда Ташкентского музея искусств не делал акцент на первоначальном перечне коллекции великого князя Николая Константиновича. Круковская объясняет этот факт: «К сожалению, точно выяснить состав княжеской Коллекции пока не удалось, т.к. ни в Павловске, ни в Государственном архиве Ленинграда, ни в Ташкентском архиве не сохранилось ее описи».

Круковская была не единственным учёным, лишённым возможности иметь полное представление о коллекции художественных ценностей Николая Константиновича. Десятилетиями опись коллекции имела гриф «Секретно».

За несколько десятилетий до упоминаемой публикации Круковской, в одном из номеров «Известий Средазкомстариса» (печатный орган Среднеазиатского Комитета по делам музеев и искусства – прим. автора), была опубликована статья профессора А.М. Миронова. Коллекционная опись, составленная Н.А. Искандер в феврале 1919 года, в тексте статьи не упоминается. Не упоминается и «Каталог великокняжеской коллекции», только раз изданный в 1888 году в Приложении к одному из первых номеров газеты «Туркестанские ведомости». В 1926 году «Каталог» был включен российско-советским учёным-арабистом, историком и библиографом Е.К. Бетгером в каталожный сборник номеров газеты «Туркестанские ведомости» периода 1870–1892 гг. Желание познакомиться с упоминаемым Приложением в архивных учреждениях Узбекистана или Отделе редких книг и рукописей Национальной библиотеки имени Алишера Навои в 2014 году успехом не увенчалось. Причина в физическом отсутствии Приложения.

Эпизод второй


Осенью 2014 года мне посчастливилось познакомиться с машинописным текстом, единственным из всех сохранившихся оригиналов «Описи художественных вещей находящихся в Ташкентском дворце великого князя Николая Константиновича Романова».

Датированный 21 февраля 1919 года, документ хранится в одном из фондов ЦГА РУз. Его составитель – заведующая музеем-дворцом Надежда Александровна Искандер. Согласно Описи, в коллекции великого князя числилась 491 единица художественных ценностей. Много в перечне коллекционной Описи связано с историей поиска и приобретения всего, что в годы жизни Николая Константиновича уже было шедеврами мирового уровня.


 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com