|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Чехия и Словакия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые в Чехии и Словакии / Памяти святой княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Блаженная Людмила, бабка св. кн. Вячеслава, была супругой христианского князя Богемии Боривоя. Великий просветитель славян св.Мефодий, архиепископ соседней Моравии, преподал Боривою и Людмиле наставление в чистой и святой вере и омыл их водою благодатного Крещения в Велеграде. Князь и княгиня Богемии были искренними христианами и употребляли все меры для обращения своих подданных к святой вере. Таков же был и их сын кн. Вратислав. Но язычество еще жило между жителями Богемии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней. У Вратислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца его, столько в Болеславе отразились качества злой Драгомиры. Старая княгиня Людмила по смерти своего супруга князя Боривоя жила в Праге. Вратислав поручил воспитание Вячеслава своей матери. Блаженная княгиня желала видеть во внуке прежде всего искреннего христианина.
Князь Вратислав, будучи преклонных лет и чувствуя близость смерти, созвал к себе вельмож и епископа и объявил наследником своим старшего сына. После литургии он сам привел Вячеслава к епископу и сказал: «преподай, владыко, благословете сыну, наследнику моему». Святитель совершил молитву о ниспослании благословения Божия на молодого князя. Когда умер отец Вячеславу было только 18 лет, и его мать Драгомира начала управлять княжеством от имени сына. Правительница скоро обнаружила свой характер: она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества. Дела княжества вскоре стали приходить в расстройство. Блаженная Людмила скорбела о несчастии отчизны и по христианской ревности к общему благу она настояла пред Вячеславом на том, чтобы он сам вступил в управление княжеством. Добрый Вячеслав выполнил совет бабки, и вся страна приняла это с радостью. Для того, чтобы предупредить раздоры и смуты, Вячеслав уступил младшему брату половину княжества; эта половина, богатая и обширная, и после называлась Болеславией. Гордая и тщеславная Драгомира жестоко оскорбилась распоряжением, несогласным с ее замыслами; но до времени затаила свою злобу. Ненависть ее стала отыскивать средства отмостить Людмиле. Она переливала злость свою в Болеслава, питала и усиливала в нем вражду к брату, любимому Людмилой. Тайно приискала она себе сообщников, чтобы с их помощью безопасно совершить злодейство над Людмилой. Блаженная Людмила, совершив святое дело для отчизны и внука, удалилась на покой в г.Течин, тем более, что она видела ненависть невестки и желала быть вдали от зла. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь. Купленные ей два боярина явились в Течин и здесь набрали себе других головорезов. Убийцы ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня, но изверги накинули петлю на ее старческую шею. «Лучше поразите меня мечемъ, - сказала Людмила, - чтобы по примеру мучениковъ пролилась кровь моя». Душа ее отлетела в небесные обители сентября 16 дня, в день субботний, в 927 году. При ее скромной гробнице совершались чудеса. Неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что в убиении Людмилы принимала участие его мать, но современник сообщает, что он удалил Драгомиру от двора. Блаженный Вячеслав по христиански устраивал дела своей семьи и подвластной ему Богемии. Четырех сестер своих он выдал замуж. Однажды соседний князь Баурзимский Радислав напал с сильным войском на его города. Миролюбивый Вячеслав послал спросить у Радислава:что побудило его к таким поступкам? Если он, Вячеслав, виноват в чем-либо пред ним, пусть скажет о вине, и удовлетворенье будет сделано. Радислав отвечал, что Вячеслав должен уступить ему Богемию. Вячеслав вывел в поле сильное войско. И все-таки ему не хотелось проливать кровь. Он послал предложение Радиславу: «спор идет между нами двумя; тебе хочется владеть Богемией, а я не согласен уступить. Пусть бой между нами двумя и решит дело. К чему кровавою битвою войск доводить дело до того, что тебе, пожалуй, не над кем будет и властвовать?» Радислав согласился на поединок и, побежденный, вынужден был на коленях просить прощения у Вячеслава. Когда германский император Оттон пригласил всех князей на сеймъ в Вормс. Вячеслав явился позже других, быв задержан на дороге делами благочестия. При входе Вячеслава в собрание немецкие князья изъявили неудовольствие, не отдали поклона. Однако император принял Вячеслава с особенным вниманием и лаской. Он сказал, что готов исполнить всякую его просьбу. Блаженный Вячеслав просил мощи мученика Витта, и император удовлетворил его просьбу. Блаженный князь перенес мощи святого в Прагу и здесь построил для них храм в честь св. Витта. Тогда же он перенес в Прагу мощи и святой бабки своей Людмилы и пометил их в храме св. Георгия, построенном его отцем. Он весьма заботливо охранял покой своих подданных: чиновников избрал он из лучших христиан и строго следил за тем, чтобы разбирательства в судах проходили справедливо. По ревности к вере Христовой он покупал детей у язычников и, окрестив их, посвящал на служение Богу. Строгость его к самому себе напоминала поведение древних подвижников. Часто он в течение ночи занимался печением просфор и утром сам относил их в церковь для литургии. Особенно так бывало, когда он готовился приобщиться Святых Христовых Таин. Если день он проводил за делами правления, то ночь посвящал на молитву. Нередко, в зимнее ненастье, с верным старым слугой Подивоем шел он босыми ногами к утрени в какой-либо отдаленный храм. Дряхлый Подивой иногда кряхтел от стужи. Вячеслав с улыбкою говорил ему: «теперь зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу». Иногда св. Вячеслав, идя по замерзшей и кочковатой земле, раздирал свои ноги до крови. «Сущим в бедах помощник ты бысть, нищим кормление, печальным утеха», - поет ему Церковь в древней службе. Князь собирал священников и ставил по городам храмы, где каждый день совершалась служба. К его заботливости надобно отнести и перевод на чешский язык Евангелия от Иоанна. Со временем Вячеслав сам хотел передать управление княжеством брату, с тем, чтобы посвятить всего себя на служение Богу. Но брат определил ему другой путь. Злые советчики «наустиша Болеслава на брата своего». Советники требовали от Болеслава, чтобы умерщвлена была и Драгомира. Следовательно, это не были люди, любившие славянскую народность. С другой стороны вслед за смертью Вячеслава введены были в Богемию ксендзы, которых прежде того не терпели в Богемии. К этому следует присоеденить и то, что на Вормском сейме немцы открыто выразили свое негодование против князя, как ревнителя отеческого благочестия, и благосклонность Оттона к Вячеславу могла только усилить зависть в Болеславе и возбудить решимость стать на стороне немецкого латинства. Так более, чем вероятно, что Болеслав, воспитанный злою матерью, теперь действовал сколько по своей страсти к власти, столько и по внушениям хитрых германских подстрекателей. На праздник св. Косьмы и Дамиана Вячеслав поехал в Болеславль и после литургии захотел возвратиться в дом свой. Но Болеслав неожиданно стал добр к брату и с притворным усердием упрашивал его остаться: «Куда хочешь ты ехать, брат мой, когда готово у меня пиво?» Блаженный не отказал в просьбе брату, чтобы не оскорбить любви, и не поехал домой. Он предчувствовал близкую смерть. «Завтра, на утреннем бдении райского предстоятеля св. Михаила, буду пить чашу моего Владыки», - говорил он в тот же вечер. Он полностью предал себя воле Божией. Когда была рыцарская потеха на дворе брата, один из преданных ему тайно сказал Вячеславу, что брат хочет убить его. Блаженный князь не хотел верить и отвечал, что этого не может быть. К вечернему пиру явилось множество друзей Болеслава.
Злодеи не остановились на убийстве святого князя. Они напали и на придворных его. Иные из них успели спастись от смерти, но отроки княжеские были убиты. Священники были ограблены и выгнаны, а их жены выданы за других мужей. Поступок с женатыми священниками означал ничто иное, как то, что по немецкому уставу жизнь священника с законною женой считалась нечистой. Священник Красей не осмелился везти тело святого в Прагу, но, обмыв его в своем доме, положил в церкви и покрыл тонким покрывалом. Драгомира, услышав о смерти сына, прибежала и с воплем пала на бездыханное тело. Но узнав, что она также обречена на смерть, поспешила скрыться. Три дня лежало тело князя в церкви, и кровь не преставала истекать из его ран, как бы у живого. Когда похоронен был добрый и праведный государь, кровь, которую до этого не могли ни смыть, ни соскоблить, сама собой скрылась в землю, в виду всех. «Надеемся о Боге, прибавляет древний повествователь, что по молитвам и благоверию доброго Вячеслава явятся и большия чудеса». «Помышляше себе блаженный Борис мученье святаго Никиты и страсти святаго Вячеслава князя» и желал себе подобной блаженной доли: так говорит древний повествователь о страдальческой кончине свв. князей Бориса и Глеба. Это показывает, что при св. Владимире уже читали на Руси известное ныне сказание о убиении св. Вячеслава и св. Людмилы и уже тогда в Русской Церкви чтили их память. Служба св. кн. Вячеславу, писанная на перенесение мощей из Болеславля в Прагу, известна по минеям XII-XIV в. Вот некоторые ее песнопения:«Тело твое святое, блаженне, приим Праг днесь, предивная чудеса мирови провозвещает (Пес. VIII). Весело ликует Праг днесь преславный ти град, почитая память ти и чюдесы озаряя светло вся страны (Пес. VII). Веселия добротами, преславне, паче солнца в земли Богемсце сияеши, благодатными зарями свыше освящен, превознашая Христа во веки вся» (Пес.VIII). По книге "Жития святых, чтимых Православной Церковью". Филарет, архиепископ Черниговский. - М.: Сретенский монастырь, 2000 Православие.ру |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |