|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Франция / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые / Мать Мария (Скобцова) (1891-1945) / Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой). Ксения Кривошеина |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой)
В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая.
О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском. Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности.
Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже, мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой…
16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой). Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению.
Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века.
Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».
Есть в ее жизни важные вехи становления личности, зарубки памяти, сохранились художественные произведения, которые она создала в лагере. Умирая от истощения, она помогала выживать в нечеловеческих условиях своим солагерницам…
Сегодня мать Мария возвращается к нам, живой и улыбающейся, и говорит, что смерти нет, а есть только любовь к Богу и человеку, и надежда на то, что ненависть и злоба будут повержены!
70 лет назад, 31 марта 1945 года мать Мария погибла в Равенсбрюке, а в этом году в издательстве ЭКСМО (Москва) должна выйти большая книга о ней, приуроченная к этой дате.
Работа над ней уже шла, когда летом 2014 года я неожиданно была приглашена «Обществом матери Марии» в Ригу. Я впервые оказалась в этом городе и после двух, трех прогулок по нему сразу поняла: есть предназначение в том, что мать Мария родилась в таком красивом европейском городе, где до сих пор сохранилось не только православие, но и русское присутствие.
Потом она оказалась в Сербии, в Константинополе, в Париже – всю жизнь за ней шло это двойственное присутствие: Европа – Россия, так что неслучайно, что она родилась именно здесь в 1891 году, в доме на улице Элизабетес, где прожила четыре года. Ригу она почти не помнила, а своей родиной всегда считала Анапу. Здесь в родовом имении прошло ее детство.
В равной мере она не любила и Петербург, в этом тёмном, бессолнечном городе длинных ночей, она прожила тяжёлые годы, оплакивая кончину любимого отца, разрывая сердце от первой любви к Александру Блоку и не очень удачного брака с Д. Кузьминым-Караваевым.
Вероятнее всего, этот брак был неким побегом, желанием затмить единственную и самую высшую свою любовь к А. Блоку. Как нередко бывает, подобные семьи чаще всего распадаются.
Чем больше я узнаю жизнь матери Марии, тем отчетливее понимаю, что она была глубоко несчастна лично. Её дар любви был обжигающий, всепоглощающий и равного себе в этом она не встретила.
В разные периоды жизни она потеряла близких, причём каждый раз это происходило внезапно! Из благополучного богатого русского общества, с традициями и укладом, роковая революция 1917 года и Гражданская война вытолкнули её из страны в исход – она оказалась на чужбине и окунулась в нищету.
По натуре она была оптимистка, сила личности позволила ей не замкнуться в горе, а обернуться к людям, найти слова утешения, дать им кров, вселить надежду. Это и есть тот самый подвиг любви, о котором написал Патриарх Кирилл в предисловии к одной из моих книг.
Творчество как молитва и невозможность жить иначе, чем с отдачей всей себя другим. Ее путь к Богу состоял из тернистых подъёмов, ям и искушений… Путь к монашеству был трудным и, живя во Франции, уже перед самой войной она много говорила, что мечтала бы еще хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине…
Она жила в потоке, уносившем от избыточной усложнённости «последних римлян» «Серебряного века» предреволюционной петербургской культуры к апостольской простоте первых христиан, к золотому веку Церкви.
В этом и есть смысл жизни и трудов матери Марии. Свобода рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по-настоящему свободным человеком. Её свобода активно проявлялась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в «стульях», сооружённых из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в бедную каморку под чёрной лестницей.
«Если мы принесём в Россию новый дух – свободный, творческий, дерзновенный – наша миссия будет исполнена», – говорила своим соработникам мать Мария. Всю жизнь ей сопутствовал этот дивный дар Божий: даже находясь в лагере смерти, на краю своего жизненного пути, она не оставляла своего творчества. Как бесценное сокровище хранится ныне её Равенсбрюкская вышитая лагерная косынка.
И как жаль, что не сохранилась вышитая икона с изображением Богородицы, держащей на руках Спасителя мира.
Возвращаясь к началу моего повествования о поездке в Ригу необходимо уточнить, что меня пригласило рижское «Общество матери Марии», которое организовало выставку её художественных работ, и мы приехали на открытие. Члены «Общества» преподнесли нам подарок и поселили нас с Никитой в гостинице, где на фасаде висит мемориальная доска матери Марии – здесь она родилась! Купола Христорождественского православного кафедрального собора, в котором она была крещена, опять сверкают позолотой, а колокольный звон слышен далеко за пределами города.
Вот и мы пришли на литургию в Собор. Да, он ожил, внешне очень красив, но внутри еще ощущается ненамоленность стен и, вероятно, должно пройти еще не одно десятилетие, за которое молитвами верующих собор вернет свою прежнюю жизнь и очнется от осквернения.
Закрытие собора произошло по приказу министра культуры СССР Е. Фурцевой в 1963 году. По существующей версии-легенде Фурцева приехала в Ригу и с сопровождающей её делегацией наблюдала следующую картину: в предпасхальные дни около 17 часов тень от памятника Ленина падала на витрину находившегося на противоположной стороне улицы магазина Политической книги. А в ленинской руке странным образом оказался крест центрального купола собора, так же дававший тень на то же здание.
Эта оптическая нелепица послужила одной из причин передачи здания храма государству и открытия в нём планетария. (Ю. Е. Ульянов. «Страницы лет», Калуга, 2008).
Существует и более прагматичная материалистическая версия: местные власти отдали распоряжение по максимальной сдаче металлолома и приказали спилить все медные кресты с куполов… Так или иначе, но после осквернения Собора он был превращен в Планетарий. Только в 1991 году храм вернули верующим.
Мать Мария после пострига, в 1932 году, побывала в Прибалтике и Финляндии, приезжала в Ригу, прожила здесь около двух недель. В рижском женском Свято-Троицком монастыре ей сшили женское монашеское облачение. Наверняка она посетила и свой родной дом, молилась в кафедральном соборе.
Она не обладала сентиментальным характером, но поездка в Прибалтику, которая состоялась почти сразу после её пострига, была неким символическим знаком. Ведь она покинула Ригу в младенчестве – Лизой Пиленко, а вернулась к родным местам в монашеском облачении.
Её приезд был связан с проведением съездов РСХД в Прибалтике, она встречалась с молодежью и даже приняла участие в их спортивном празднике на Рижском взморье, с ночевкой на сеновале. Многие отмечали необыкновенную общительность и живость монахини.
В те годы мать Мария была секретарем РСХД во Франции, постоянно ездила по провинции, посещала промышленные города, где в те годы жило много русского пролетариата. Рижской молодежи она рассказывала о рабочих фабрик и заводов, о безработных и нищих, пьяницах, наркоманах. Её заботил каждый из них. Общее положение она охарактеризовала фразой: «Человек человеку стена!»
Во время этой поездки монахиня сумела посетить Финляндию. О своих впечатлениях она позже рассказала в статье «К делу», опубликованном в журнале «Новый Град», где она высказывает опасения по поводу проблем, которым могут подвергаться монастыри: старение монахов и монахинь, их вымирание, запрет новых пострижений на Валааме, запрещение поступлений в рижские монастыри не местных подданных.
В своей статье мать Мария рассуждает о той роли, которую, по её мнению, должно нести современное монашество. По её словам,
Со слов Б. Плюханова м. Мария побывала и в Пюхтицком женском монастыре, который опекал местную школу, и уже тогда существовал как сельскохозяйственная трудовая община. Сестры монастыря снабжали приходы епархии свечами, просфорами и овощами, одновременно ухаживая за пожилыми и немощными насельницами.
В Эстонии мать Мария с группой женщин РСХД побывала и в Нарве, где они совершили поход к границе с СССР. Там из под проволоки, они нарвали цветов и накопали земли, которую мать Мария увезла в Париж.
***
Поездка в Ригу, а потом в Таллинн были для меня в 2014 году важным возвращением на «этапы жизни» этой необыкновенной женщины и совпадали с работой над книгой о ней для ЭКСМО. Издательство попросило меня написать объемный том, «для широкого читателя, чтобы о жизни и судьбе матери Марии узнало как можно больше людей».
Книга снабжена фотографиями и цветными вставками её живописных работ, удалось найти и неизвестные биографические материалы, пригласить к написанию статей нескольких специалистов. Их тексты помещены в отдельном разделе, как и архивные материалы. Общий объем книги более 600 стр.
Не мне судить, насколько наш коллектив справился с поставленной задачей, но могу сказать, что книга творилась с любовью и большим тщанием.
Мне очень хотелось как можно шире рассказать о времени и людях, окружавших мать Марию, о России, которую мы все потеряли, о Европе, которая формировала не только её, но и весь Серебряный век. И о том, что
Ксения Кривошеина |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |