Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Европа / Финляндия / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / История Покровского прихода г. Хельсинки. Николай Рисак.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
История Покровского прихода г. Хельсинки
 
Николай Рисак

     Маршрут четвёртого трамвая несомненно промыслительным образом соединяет два прибрежных района Хельсинки: Катанайоки (Скаттуден) и Мунккиниеми. В первом расположен величественный, и долгое время бывший кафедральным в дореволюционной столице Финляндии, Успенский собор (он и теперь остаётся таковым, но уже для Хельсинского прихода Финской православной церкви) - во втором же расположена скромная, почти неприметная Покровская церковь, Московского Патриархата.

     Когда едешь этим трамваем от привокзальной площади на всенощную или литургию, интересно наблюдать, как по мере его приближения к пункту назначения выходят занятые житейскими заботами люди и случайные пассажиры, выходят почти все, за исключениям трёх-пяти человек - "малого стада" - тех, ради которых и есть смысл в существовании этой дороги - дороги к Храму.

     Мунккиниеми - в переводе с финского "монашеский мыс", мы не знаем происхождения этого топонима, но по смыслу оно как нельзя лучше отвечает месторасположению церкви. Особенно учитывая тот факт, что в приходском доме при храме останавливались и жили раньше, да и теперь продолжают останавливаться и жить часто монахи и монахини - в былые времена из Ново-Валаамского и Линтульского монастырей, нынче же отовсюду.

     Адрес церкви и приходского здания общий: Тиилимяки 25. Кирпичная гора. Вероятно, во временна массовой застройки Хельсинки здесь располагался кирпичный заводик, возможно одного из русских предпринимателей - Егора Ушакова или Фёдора Киселёва. Из кирпичей, сделанных здесь, вполне возможно, была построена первая православная церковь города - Троицкая, да и, почему бы и нет, расположенная рядом с ней лютеранская Tuomio kirkko или, как называли её до революции, - Лютеранский Николаевский собор. Теперь же отсюда по всем северным странам распространяется русское православие. Здесь начинал свой духовный путь архиепископ Дюссельдорфский Лонгин, жил и приобретал свой духовный опыт настоятель православного прихода в Осло игумен Климент; сюда приезжает за помощью и духовной поддержкой иеромонах Никита из Турку. Многочисленные российские делегации, возглавляемые архиереями или состоящие из простых православных людей, церковные хоры и художники-иконописцы - "все побывали тут".

     Уже долгое время бессменным настоятелем прихода служит митрофорный протоиерей отец Виктор (Лютик).

     И если церковь - это несомненно, часть Неба, пожелавшая найти себе пристанище на земле, то Покровская церковь Хельсинки кроме того ещё и часть России, Православной России, - здесь, в Финляндии.

     Нельзя не отметить ту мысль, что многие из прихожан храма на Родине были люди далёкие от православия и только жизнь на чужбине заставила их задуматься о вечных ценностях, о спасении души, о Боге.

     Окружённый со всех сторон чужим языком и чуждым образом мыслей, русский человек, приходя в православную церковь и слыша родную речь осознаёт себя в ней (и это действительно так!) как на безопасном, родном островке среди бушующего житейского моря.

     В церкви много молодёжи, но есть и немногочисленные, правда уже, представители прежнего поколения - те, кто могли бы много рассказать (и рассказали) нам об истории появления здесь русского храма, об истории прихода. Ниже мы помещаем несколько интервью со старыми прихожанами.

     К 60-летию прихода было напечатано краткое описание его жизни, опираясь на которое и на некоторые литературные данные попытаемся воспроизвести основные вехи. В совокупности с рассказами очевидцев это поможет вам, "со строчной буквы" дорогой читатель, представить себе более красочную и полную картину.

     Начиналось всё в далёкие двадцатые годы в Выборге. Как известно, после Октябрьской революции Финляндия самопровозгласила свою независимость, декретом Ленина коммунистическая Россия признала её. С этого момента началось постепенное выделение финской епархии из состава Русской Православной церкви. Важным шагом на этом пути стало введение в церковный обиход нового (Григорианского) календарного стиля.

     Если большинству прихожан в это тяжёлое и голодное время не было большой разницы какой митрополит и патриарх стоят во главе их приходов - Московский или Константинопольский, то вопрос календаря стал лакмусовой бумажкой для каждого. В самом деле - когда отмечать Успение Богородицы - 14 или 28 августа?, а когда начинать поститься Великим Постом?, праздновать Рождество и Пасху? Финское государство предложило свою поддержку Православной церкви в Финляндии только при условии перехода на новый стиль. Нельзя обвинять священников и прихожан, что почти все они согласились на это. Время было голодное, а власти предлагали денежное довольствие, продукты. У всех батюшек были семьи, как правило, по многу детей.

     Кроме того, поставленный Константинополем в Финляндские митрополиты эстонский иеромонах Герман проводил жёсткую антирусскую политику, словно забыв о том, что всё, что только есть православного в Финляндии - монастыри и церкви, приходские здания и библиотеки, церковные хоры и сами прихожане - всё это есть здесь исключительно благодаря России.

     К 1925 году в Финляндии не осталось ни одного места, где велись бы богослужения по привычному старому календарю. Но остались люди, которые хотели жить по-старому, молиться так, как это делали их предки и как это происходило ещё в гонимой большевиками Русской Православной Церкви и в организуемой в эмигрантских кругах Европы и Америки Русской Православной Церкви заграницей.

     В Валаамском монастыре образовалась группа монахов, которые отказывались иметь литургическое общение с новостильниками. Среди мирян тоже были такие - непокорные. Но церковная жизнь невозможна без таинств: евхаристии, исповеди, крещения. И если монахи имея в своей среде священнослужителя, могли отправлять таинства сами, хоть тайком, будучи преследуемы; то как же было поступать в этой обстановке мирянам? Выход был найден - основать собственную общину.

     Как это ни было горько - пришлось забыть о своём прошлом - о роскошном Успенском соборе, построенном русским архитектором Горностаевым на деньги русской казны, о Троицкой церкви в Хельсинки и о Спасо-Преображенском соборе в Выборге и о многих, многих других церквах и соборах в монастырях и на приходах; забыть о своей истории и зарегистрироваться как вновь образованной религиозной общине.

     Но и это было прекрасно! Появлялась возможность исповедовать свою веру так, как этого требует совесть, а не власти предержащие. Интересно, что даже в самые, как говорят финны, "годы притеснения, русификации" генерал-губернатора Николая Ивановича Бобрикова Российское правительство не указывало, как нужно молиться в лютеранских храмах, какого придерживаться календаря, и кого считать своим Главным Архиереем.

     Не удивительно, что первая такая община родилась не в столичном Хельсинки, а в более провинциальном, и более русском, что ли, Выборге.

     Как всегда, успех дела определяли люди. Бывшая купчиха, а затем монахиня Анна Дмитриевна Пугина, предоставившая свой дом под церковные нужды, и священник Зеленогорской (Терийокской) церкви протоиерей Григорий Светловский волею Божией нашли друг друга. Батюшка получил разрешение властей на проведение богослужений в Страстную седмицу и на Пасху 1926 года. К сожалению, не было антиминса, и посланный за ним в Коневецкий монастырь к сосланному на покой митрополитом Германом архиепископу Финляндскому Серафиму некто Стефан Хотенко из-за распутицы не успел к Пасхе. Понятна досада верующих о невозможности служить литургию и причаститься Таин Христовых в Великий Четверг и в Самый День Воскресения, но понятна и радость их от участия во всенощных бдениях, чтении страстных Евангелий и служб Великого Пятка в своей церкви.

     После Пасхи собирались несколько раз. Нужно было представить 20 подписей финских граждан под обращением к правительству с просьбой зарегистрировать общину. Многие робели, боясь полного разрыва с Финской Православной церковью. Как всегда, выручили женщины - 18 подписей под обращением - их.

     Интересно, что и в России, во времена большевистских гонений, когда многие мужчины проявляли малодушие, а некоторые и впрямую святотатствовали - сбрасывали колокола, взрывали соборы, выступали с атеистической пропагандой - среди женщин таких случаев почти не было - они напротив, особенно во времена Хрущева, всячески противились закрытию храмов, посещали богослужения, под бдительным надзором уполномоченных, тайком крестили детей и внуков. Конечно, много было достойнейших людей среди мужчин - свидетельство тому сонм новомучеников российских, но здесь мы говорим скорее о тенденции - женщины, как носители материнского начала более заботились о духовной стороне жизни своих детей и внуков, мужчины, будучи вынуждены в трудное и голодное время, обеспечивать материальную сторону, физическое выживание своей семьи, не всегда думали о духовном.

    Прошение было послано в мае, а уже на Троицу гостем нового прихода, который разместился в переоборудованном деревянном доме, пожертвованном Анной Дмитриевной Пугиной, стал архиепископ Серафим. Между тем бумаги рассматривались в Хельсинки и ответа всё не было. Прошли Петров и Успенский пост, день Покрова Божией Матери - престольный праздник. И только 23 декабря 1926 года пришло официальное заключение о регистрации. Этот день и считается днём рождения Покровского прихода.

     Сразу же была послана телеграмма в Париж митрополиту Евлогию - который под омофором Константинопольского Патриарха окормлял русские старостильные общины в странах Западной Европы. Просили благословения на освящение храма. Ответ пришёл незамедлительно: "Благословляю протоиерея Светловского освятить храм в честь Покрова Божией Матери". Освящение совершилось перед самым Рождеством - на день памяти Св. Прав. Иоанна Кронштадского - 2 января 1927 года.

     Слабое здоровье и большая загруженность не позволили митрополиту Евлогию посетить вновь образованную под его юрисдикцией русскую православную общину в Финляндии. Однако в 1935 году общину посетил викарный епископ митрополита Евлогия Серафим Пражский. Во время своего приезда он впервые посвятил во дьяконы члена общины, им стал отец Григорий Сандин (29 декабря 1935 года).

     30 декабря 1940 года началась советско-финская, так называемая "зимняя" война. Ежедневно в церкви служились литургии, читались акафисты. Когда стало понятно, что советские войска займут Выборг, началась эвакуация. Многие прихожане уехали в город Кангасниеми, в 65 км. от Миккели. Туда же переехали основательница общины Анна Дмитриевна Пугина и настоятель храма прот. Григорий Светловский.

     Тяжело было осознавать, что церковь, с таким трудом созижденная стараниями и пожертвованиями прихожан, подвергнется неизбежному разграблению и надругательству со стороны советской власти, после взятия Выборга. Отец Григорий с большим трудом выхлопотал у финских властей разрешение вновь посетить находящийся на осадном положении город, для того чтобы вывезти имущество церкви. Он выехал 27 января 1940 года и в течение почти двух недель собирал и складывал иконы, священные сосуды, книги, облачения. 10 февраля, с 20 ящиками церковной утвари он отправился в обратный путь. 19 февраля в дом, в котором размещалась церковь, попала бомба и от него остались одни руины.

     13 марта война закончилась. Выборг, согласно мирному договору, перестал быть частью Финляндии. Большинство выборжан переехало в Хельсинки. Отец Григорий отправился туда же испросить разрешения властей об открытии нового храма взамен утраченного.

     В середине июля 1940 г. удалось снять в аренду дом в Мейлахти, а летом следующего года началась война. Дом не пострадал - в нём размещалась церковь Покрова Божией Матери вплоть до переезда в нынешнее здание на Тиилимяки.

     По окончании войны митрополит Евлогий принял решение вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Из-за преклонного возраста (77 лет) и болезней владыки финские приходы были переданы в ведение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. Таким образом, с октября 1945 года Покровский приход стал частью Русской Православной Церкви.

     С 7 по 12 октября 1945 года Ленинградский митрополит посетил Хельсинки. Основной целью визита было оформить переход под московскую юрисдикцию Ново-Валаамского и Коневецкого монастырей, которые согласно итогам войны должны были быть возвращены в лоно Русской Православной Церкви. В Покровской церкви владыка посвятил в диаконы - Владимира Волкова, который и остался служить там, помогая уже престарелому настоятелю - о. Григорию Светловскому.

     Конец 40-х - начало 50-х, можно без преувеличения сказать, стали переломными годами в жизни общины. 19 июля 1948 г. скончался возглавлявший в течение 22 лет приход, протоиерей о. Григорий Светловский. По его желанию в настоятели был выбран о. Владимир Волков, возведённый в священнический сан 9 октября этого же года. А 1 января 1950 г. отошла в мир иной основательница общины Анна Дмитриевна Пугина, после смерти которой остался её личный капитал, завещанный в пользу церкви. В июне 1951 Покровская община покупает на эти деньги и пожертвования других прихожан участок земли с домом в Мунккиниеми.

     По проекту архитектора Илмари Ахонена силами самих прихожан всего в течение 15 месяцев храм Покрова Божией Матери был построен. Он разместился между двумя зданиями и представляет единое архитектурное целое с приходским домом. Освящение состоялось 1 февраля 1953 г.

     В 1957 году Ново-Валаамский монастырь вновь был передан Финской Православной Церкви, желающим монахам была предоставлена возможность переехать в монастыри в Россию. Семеро из них воспользовались этой возможностью и стали насельниками Псково-Печорского монастыря. Перед своим отъездом они от совершили несколько богослужений в Покровском храме.

     В 1959 г. скончался настоятель о. Владимир (Волков), после долгих перипетий на эту должность был назначен о. Борис (Павинский).

     С 1960 г. правящим Архиереем Патриарших приходов стал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), председатель Отдела внешнецерковных связей.

     В России в это время для церкви наступили тяжёлые времена. Возглавляющий страну генеральный секретарь Никита Хрущев задумал построить коммунизм в ближайшие годы, и для этого полностью уничтожить православие в стране как несовместимое с этой "великой" задачей "мракобесие". Многие храмы были закрыты, многие разрушены. Одним из способов сохранения церкви в России могло стать её взаимодействие с другими Христианскими Церквами в виде двух сторонних контактов или участия в работе Всемирного Совета Церквей и других обще христианских структур. Воздействуя на правительства своих стран Церкви, как можно было надеяться, могли помешать советской партократии искоренить православие в России. Именно поэтому с этого времени стали налаживаться отношения с финскими Православной и Евангелическо-лютеранской церквами.

     20 сентября 1965 г. митрополит Никодим выступал на богословском факультете Хельсинского университета с докладом о церковном единстве. Это был его первый визит в Финляндию. В 1968 году владыка вновь посетил Хельсинки, возглавляя делегацию Русской Православной Церкви на торжествах, посвящённых празднованию столетия освящения Успенского Кафедрального собора. Он также совершил богослужения в Покровском храме.

     Назначенный митрополитом Никодимом благочинный - протоиерей Игорь (Ранне) много ездил по различным приходам, устанавливая всё новые и новые контакты. Он показывал фильмы о Русской Православной Церкви, наладил тёплые отношения с Ново-Валаамским и Линтульским монастырями. Отец Игорь старался всё больше объединить Покровский и Никольский приходы, проводя совместные заседания церковных советов.

     Семидесятые годы продолжили эту традицию. Начался богословский диалог (который продолжается до сих пор - в 2005 году под Турку в местечке Sinappi состоится очередная встреча) между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Некоторые члены Покровской общины активно участвовали в организации переговоров и являлись переводчиками на них. В это же время начались активные молодёжные связи между богословскими школами Русской Православной Церкви и молодёжными православными организациями Финляндии. При каждом посещении делегаций из России Финляндии, члены их совершали богослужения в Покровском храме.

     В мае 1974 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен наносит свой первый визит главам Лютеранской и Православной Церквей Финляндии. В связи с этой поездкой он совершает богослужения как в Покровской, так и в Никольской общинах.

     В 1975 же году приход посещают ректор Ленинградской Духовной Академии архимандрит Кирилл и протопресвитер Александр Шмеман из Нью-Йорка. Они выступили с докладами на съезде духовенства в Куопио.

     В сентябре 1978 г. скончался митрополит Никодим. Но ещё за два года до этого новым правящим архиереем Патриарших приходов стал архиепископ Кирилл. В этом же году по состоянию здоровья о. Борис (Павинский) попросил освободить его от должности настоятеля храма, на его место назначили иеромонаха Лонгина (впоследствии архиепископа Дюссельдорфского).

     В это время в храме была начата практика проведения литургий раз в месяц на финском языке. Иногда их совершают епископы Финской Православной Церкви. Так например, в 1980 г. - митрополит Оулусский Лев, на Крещение 1981 г. - епископ Йоенсууский Алексий.

     С августа 1981 года настоятелем выбирается священник о. Андрей (Кудрявцев). В сентябре этого же года Святейший Патриарх Пимен совершает свой второй визит в Финляндию, во время которого проводит богослужения в Покровском храме.

     В декабре 1984 г архиепископ Выборгский Кирилл в последний раз посетил свои финляндские приходы - вскоре он был переведен на Смоленскую кафедру. Митрополит Минский Филарет, председатель ОВЦС был назначен новым правящим архиереем.

     Вторая половина 80-х стала ещё одним переломным моментом в жизни прихода. Закончились связанные с резким оскудением количества прихожан духовные метания, новым настоятелем был назначен о. Георгий (Кильгаст) - 1985г., а после его смерти с марта 1986 г. - отец Михаил (Поляченко). Ещё с начала 1984 г. в общину прибыла псаломщицей инокиня Марина (Дыба) из Корецкого монастыря - которая до настоящего времени служит регентом и псаломщицей храма, приняв монашеский постриг с именем Мария, а годом позже - в начале 1985 - на приход прибыл новый священник-стипендиат из Ленинграда о. Виктор (Лютик) --нынешний настоятель храма.

     В 1987 году был освящён жилой дом Московского Патриархата в Хельсинки и торжественно отмечено 60-летие приходов. В связи с этим событием свои приветствия причту и прихожанам направили Патриарх Пимен, Митрополит Филарет и архиепископ Смоленский Кирилл. Из последнего послания позволим себе пространную, но весьма существенную цитату:

     ... история возникновения и шестидесятилетнего бытия русских православных общин в Финляндии весьма поучительна. Эта история есть реальное свидетельство благости и мудрости Божьего Промысла, способного обращать к добрым последствиям человеческие деяния, отмеченные слабостью и несовершенством. Эти приходы возникли в результате конфликта и разделения. Их история отмечена драматизмом. Видимо, мало кто шестьдесят лет назад мог представить, к каким удивительным последствиям приведёт создание этих двух общин. Именно эти общины сыграли особую роль в исцелении исторических конфликтов и в преодолении предрассудков некогда нарушавших братские связи между православными, принадлежавшими к двум поместным церквам - Русской и Финской... экуменическая эпоха выявила ещё одну весьма важную роль этих общин. Они способствовали установлению первых контактов представителей Русской Православной Церкви с Лютеранской Церковью Финляндии, а позже стали каналом постоянной связи, фактором, способствовавшим взаимному ознакомлению двух церквей... всё более очевидным становится и тот факт, что межцерковные отношения вносят существенный вклад в развитие отношений между народами, взаимному ознакомлению и сближению людей, разделённых географическими границами...

 

 

 

 

 

     В России началась перестройка. В Финляндии появилось много новых русских людей. Этому способствовала, с одной стороны, провозглашённая Михаилом Горбачёвым свобода (в том числе и на передвижение граждан за границу), с другой - дружественная, пророссийская политика Президента Финляндии Мауно Койвисто. Численность прихода начала расти, появилось много молодёжи.

     С большим подъёмом было отмечено 1000-летие крещения Руси. Будущий патриарх Алексий II, будучи в то время ещё митрополитом Ленинградским, в течение нескольких лет возглавлял Финляндские приходы и бывал здесь с пастырскими визитами.

     С 1990 г. митрополит Смоленский Кирилл становится председателем Отдела внешних Церковных Связей и, избранный уже в Патриархии, Алексий II поручает ему снова окормление заграничных приходов Церкви (в том числе и Финских), что продолжается до настоящего времени.

     Покровский приход, сохраняя свои старые традиции - например, ежемесячно одна литургия и всенощная проходят на финском языке, раз в году собирается благотворительный базар и тому подобное, - открыт веяниям перемен, долетающим сюда из России. К числу последних можно отнести заведенную матушкой Марией, псаломщицей храма, прекрасную библиотеку, видеотеку и фонотеку. Регулярные приходские праздники в помещениях Российского Центра науки и культуры, акафисты с последующей духовной беседой с о. настоятелем и чаепитием по средам.

     Часто в богослужениях храма принимают участие находящиеся в гостях у прихода хоровые коллективы, замечательные певцы, выдающиеся артисты. Все посещающие с визитом Финляндию иерархи Русской Православной церкви, как правило, совершают литургию в Покровском храме Хельсинки. Последние несколько лет несомненно большей торжественности богослужениям придаёт о. дьякон Димитрий, уже в течение 7 лет несущий это важное послушание.

     В заключение хочется сказать, что трудно найти более приятное место в городе, чем этот райончик, застроенный особняками и протянувшийся по самому живописному побережью Финского залива. В любое время года здесь молитвенно тихо и удивительно красиво - зимой ли, когда посеребрённые морозом деревья изысканно тонки, а снег совсем по-деревенски чист и сладок или летом, когда в фонтанах на пруду грациозно плавает семейство лебедей, а с моря долетает лёгкий бриз и шум прибоя.
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com