Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / О нас / Последние обновления / Рождество на нашем сайте

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Рождество на нашем сайте
 
 
 
Уважаемые посетители, 
вы можете ознакомиться со следующими материалами о Рождестве на нашем сайте:
 
Рождество в истории и цитатах
 
 
Первое Рождество было отслужено в Риме 25 декабря 330 года. Торжества происходили на Ватиканском холме у стен возводившегося тогда здесь первохрама для римского епископа. При этом праздник совпадал по календарю с Днем Солнца, который еще античные римляне праздновали также на Ватиканском холме. Постепенно Рождество стало столь же популярным и почитаемым, как первый и единственный праздник ранних христиан - Пасха.
 
 
 
 
Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос.
 
 
Диоклетиан созвал совет из своих приближенных, чтобы составить план гонения на христиан. Предполагалось начать гонение внезапно и одновременно во всех областях империи. В ночь на Рождество в Никомедии пролилась кровь первых мучеников. В эту ночь был сожжен столичный храм, переполненный людьми.
На совещании во дворце выступил, император. Закончил речь он словами: «Христиан не должно быть».
 
 
 
 
Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил ее, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».
Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии. Ее уволили, но ожидавшегося ребенка княгиня стала ждать с чувством гонимого и острого страха.
 
 
Известен такой случай: перед Рождеством 1885 года всех детей отпустили на каникулы, однако Лавр остался в училище. Несколько дней он жил один в своей комнате, пока его не обнаружил дежурный воспитатель. Оказалось, что мальчик ничего не ел, но учил геометрию, по которой до того получил "неуд".
 
 
 
 
В моём далёком детстве бабушка Евгения Львовна Вербицкая-Кулишова любила вспоминать, как на её именины, совпадавшие с Рождеством, приятель отца, Репкинский помещик Вербицкий всегда привозил корзинку, наполненную светящимися, благоухающими яблоками, солнечными абрикосами и алой, ароматной клубникой и обязательным букетиком белых гвоздик с выложенными красными цифрами её лет. Всё было только что с грядки. Всё было из его родового зимнего сада. Рассказывала, как её, 14-летнюю, в 1904 году отец вместе со всей семьёй повёз отмечать Пасху в имение Вербицкого. Как она увидела этот его зимний сад – несколько разноцветных домиков-теплиц, похожих на сказочные хрустальные замки с готическими башенками котелен.
 
 
Первые рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия. К рождеству 1898 года Община св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. И хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.
 
 
 
 
Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами...  До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо – в дыму – лиловое, в огне. На елках иней. Морозная Россия, а... тепло!..
В Сочельник, под Рождество, – бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено.
Почему?.. А будто – дар Христу. Ну.., будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая... Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь – резанет, ожжет морозом. А звезды..! На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зеленый, – в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды – звон-то! Морозный, гулкий, – прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, – древний звон, степенный, с глухотцой. А то – тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала... – гул и гул.
 
 
К вечеру 21 декабря «зачистка» Пресни была завершена. По одному из подсчетов, декабрьские события унесли жизни 1 059 человек, в том числе 137 женщин и 86 детей.
Потери войск были незначительны: 28 убитых и 78 раненых. 36 человек потеряла московская полиция.
Перед Рождеством на улицах города уже, как всегда, царила предпраздничная суета. Обыватели оправились от шока, в магазинах и на рынках творилось что-то невообразимое, а за вином выстраивались длиннейшие очереди…
 
 
 
 
Мало-помалу жизнь во дворце вошла в свою колею. Государь читал по вечерам нам вслух. На Рождество (1917 года. - Ред.) были обычные елки во дворце и в лазаретах; Их Величества дарили подарки окружающей свите и прислуге; но Великим Князьям в этот год они не посылали подарков. Несмотря на праздник, Их Величества были очень грустны: они переживали глубокое разочарование в близких и родственниках, которым ранее доверяли и которых любили, и никогда, кажется, Государь и Государыня Всероссийские не были так одиноки, как теперь.
 
 
В детстве мы всегда радовались новогодним праздникам, Пасхе. Гости дарили какую-то куколку или мишку, но родители нас особо не баловали. Нам дарили большей частью что-то из одежды или обуви — на новый год черненькие лакированные туфельки, на Пасху — белые, платьице нарядное. Вообще мы довольно много перемещались по миру и везде впитывали частичку культурных традиций. Отмечали католическое Рождество, Новый год, православное Рождество. Для этого после встречи Нового года начинали усиленно поститься до 7 января. В сочельник всегда приходили гости, мы клали друг другу под елочку подарки.
 
 
 
 
Праздничный звон
(Из моего дневника)
     Праздник!.. Праздник!.. Колокольный
     Звучно льется звон.
     И спешит люд богомольный
     В храм со всех сторон.
И богатый и убогий,
Все, и стар, и млад,
Дар души Младенцу-Богу
Принести спешат.
     В небесах святые лики…
     Звездочка в выси…
     Рождество… Святой великий
     Праздник на Руси!
Полон радостью святою,
И в чужом краю,
За твоей иду звездою,
О тебе пою…
Свмч. протопресвитер Александр Хотовицкий
 
 
В Испании, несмотря на условия военного времени, легионеры получали провиант с избытком... А вот что мы получили на Рождество: закуска - на зубочистке - 1 маслина, анчоус, кусок лангуста, кусок соленого огурчика, кусочек еще чего-то вкусного и кусок хлеба; стаканчик вермута, пилав из ракушек, креветок и каракатица с томатным соусом; омлет с печеным перцем, кусок копченой ветчины, рислинга, филе с жареной картошкой, апельсины и яблоки, печенье, стейк; кофе, сигара-гавана; красное вино не в счет, оно вместо воды.
 
 
 
 
Наступил 1942 год, очень трудный: фронт отстоял от нас в 8-ми километрах. Я с родными пошел в церковь под Рождество. Стоял в переполненном храме (новый открыли, Рождества Христова, в нем помещалось до трех тысяч молящихся), и мне было удивительно видеть горячую молитву, и слезы, и вздохи. Люди, в основном женщины, были в протертых фуфайках, заплатанной одежде, старых платках, лаптях. То была молитвенная толпа, и крест — истовый, благоговейный, которым они осенялись, молясь за близких, за свои семьи, за Родину. Это потрясло. Была настоящая глубокая молитва русских людей, обманутых не до конца, которые опомнились и вновь приникли к Богу. И вот тогда я со всей ясностью ощутил: «Небо на земле». И хор подобрался чудесный, и даже непонятный церковнославянский язык я чувствовал сердцем. То был язык молитвы, веры!
 
 
Подходит Новый год и наше православное Рождество, и мы оба, Наталия Николаевна и я, шлем Вам и Карелу Петровичу наш сердечный привет, поздравление и пожелание здоровья и духовной радости. Вспомните нас и отзовитесь письмецом. Надеюсь, у Вас в Праге так не холодно...
 
 
 
 
В Рождественский сочельник 1971 года, я, впервые в жизни, оказался в Лондоне, и впервые в Успенском Соборе на Эннисмор Гарденс. За шесть месяцев до того окончательно и, казалось тогда, бесповоротно покинул СССР...
Церковь на Эннисмор Гарденс была полна русскими «первыми» эмигрантами в двух поколениях и «второй волной», тоже два поколения. 
Для меня это было первое Рождество после выезда из Москвы, в бытовой неустроенности, вдали от родителей – увидимся ли ещё? – и о чём молиться искать не приходилось... А сами церковь и служба – будто стою в родном приходе на Якиманке, у Иоанна Воина!
К концу службы Владыка Антоний стал оглашать Рождественское Послание Патриарха Пимена... После прочтения официального поздравления из Москвы Владыка Антоний сказал: «Добавлю несколько слов от себя».
Он построил свое слово на «трагичности» Рождественской ночи, объяснил, в чём «трагичность» Рождества и продолжил: «И в этом году мы переживаем трагическую ночь: в России пока мы с вами молимся и празднуем, очень многие в духе и плоти своей страдают в советских политических лагерях, подвергаются фармакологическим пыткам в советских спецпсихбольницах... в особенности, я думаю о Владимире Буковском... Очень многие лишены вообще возможности в эту ночь пойти в храм».
Оцепенение от таких слов в устах «московского архиерея» – это мало сказать о моём состоянии. Объяснять почему – не приходится.
 
 
На столе разложены яркие ленточки, обрывки золотой фольги, которую младшая дочка бережно хранила ещё с Пасхи, несколько золотых и серебряных нитей, полоски цветной бумаги разного размера. Женщины украшают свечи к Рождеству. Каждый год в их деревне проводится соревнование на лучшие украшения Рождественских свечей. Победителям будет предоставлено почетное право украсить свечами церковь. А в ночь перед Рождеством в окнах каждого дома их деревни будет гореть такая праздничная свеча, оповещая всех о том, что родился младенец Иисус.
Этот красивый обычай сохранился в Британии и до наших дней.
 
 
 
 
Уголком общения и сплочения женщин разных национальностей - русских, украинок, белоруссок стали две отремонтированные в последние годы церкви: Александра Невского в Бизете и Воскресения Христова в Тунисе. По большим праздникам: на Рождество и Пасху в церкви Воскресения Христова не протолкнуться от народа.
Тунисцы привозят своих празднично одетых жен с детьми на службу и терпеливо дожидаются ее окончания на лестнице перед храмом. Затем многие семьями заходят в расположенную при церкви квартиру отца Дмитрия - настоятеля храма, где уже стучат ножи у праздничного стола.
Стол, обычно накрыт вскладчину, с пирожками, домашней выпечкой, винегретом, салатами и прочими блюдами русской кухни. До поздней ночи здесь звучат тосты, царит оживление и веселье.
 
 
Фреска «Рождество», датируемая XII—XIII веком, вероятно, создана местным мастером в манере, которую ныне определили бы как «примитивистскую»: румяная круглолицая Богородица с «восточными» черными глазами-солнцами напоминает о народном искусстве.
 
 
 
 
В святую ночь с 6 на 7 января, когда Россия покрыта густым снегом, сотни тысяч наших соотечественников отправляются в православные храмы. И они даже не задумываются о том, что в это самое время храмы Нильской долины, не знающей снежной зимы, наполняются людьми, которые идут тем же путем и разделяют их чувства.
…Изнутри собор может показаться скорее театральным залом, чем христианским храмом: бесконечные ряды скамеек, во время службы копты сидят, балкон тоже со скамейками — вообще, здание, построенное треть века назад, вмещает почти 5 тысяч человек. Стены аккуратно побелены. Нет фресок, нет икон, хотя в древних коптских храмах они встречаются довольно часто, в церкви Аль-Муалляка («Подвешенной») в Старом Каире их больше ста. Все пять тысяч уже были почти в сборе, и мы нашли места в 15-м ряду лишь благодаря славянской наружности — здесь ценят выходцев из «настоящих» христианских стран. Увидев нас, несколько египтян интеллигентного вида почтительно сдвинулись. Естественным образом рождественская служба в патриаршем соборе собирает весь цвет коптской общины, а в ней немало людей не только высокообразованных, но и состоятельных.
 
 
На Рождество в 1991 году на чердаке музея истории религии и атеизма в Ленинграде был обнаружен мешок с костями и записка "Серафим". До сих пор неизвестно имя того, кто спас от уничтожения в 1920 году мощи Серафима Саровского. В год их обретения через всю Россию в Дивеево прошла процессия с мощами Преподобного, предсказавшего "Пасху посреди лета".
 
 
 
 
И я помню о.Александр Осипов, как раз была на Рождество в академии, после службы говорит такое прекрасное слово: «Дорогие братия и сестры! Какой сегодня праздник. Вот Рождество Господа! Господь пришел, явился на землю ради нашего спасения, и волхвы принесли Ему дары - злато, смирну, ладан. А что мы принесём? Мы грешные люди, (стал так говорить) добрые дела, милосердие, молитва, пост и всё это»… А я в душе стою и смотрю: «что я… А я себя Господу принесу», думаю, «вот мои Женечка с Людочкой замуж выходят, а я не пойду замуж, я себя Господу отдам и я пойду в монастырь».
 
 
 На Рождество владыка приезжал к нам, остался доволен. Я был, конечно, немало удивлен, когда епископ сообщил, что в праздник будет служить у нас – на отшибе. Как сам владыка Питирим говорит, он так решил: «Где Бог положит на сердце встретить Рождество, туда и поеду». Накануне я получил телеграмму, но предупредить никого не успел из соседних деревень. Народу пришло, на удивление, много, как на первую литургию, – человек сорок. Служили архиерейским чином – первый раз, наверное, за всю историю села.
 
 
 
 
А в этом году тихой Палестинской ночью мы въехали в ночной, мирный, безлюдный, по-новогоднему украшенный Вифлеем. Повсюду наряженные елки – на улицах в витринах магазинов, на площадях. Припарковавшись, подошли к древней Базилике Рождества Христова, к «вратам смирения» - главному входу в Храм. Площадь перед базиликой была украшена яркими иллюминациями, праздничной елкой - в ближневосточном варианте это кипарис. Мы сразу стали пробиваться ко входу в Рождественскую пещеру, туда где находится величайшая для всех христиан святыня – Вифлеемская Звезда – место Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com